Разделы сайта

Главная

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ЗАБОТА !!!

Если ребенок, потерявший родную семью,  маленький  и, к счастью, не страдает заболеваниями и не имеет особенностей психофизического развития, - у такого ребенка есть шанс быть усыновленным.

Если у ребенка, потерявшего родную семью, есть благополучные и неравнодушные родственники, которые возьмут на себя ответственность за дальнейшее воспитание ребенка в своей семье, - у такого ребенка есть шанс быть принятым под опеку. 

А что делать, если ребенок, потерявший семью, НЕ МАЛЕНЬКИЙ, У НЕГО НЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ЕГО СУДЬБЕ  РОДСТВЕННИКОВ, при этом он ИМЕЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ЖИЗНИ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЯХ??? Неужели для такого ребенка единственным выходом и спасением от семейного неблагополучия  является детский дом или школа-интернат?

НЕТ. У такого ребенка тоже есть право на воспитание в семье. Такого ребенка можно принять в приемную семью.

Т.е., спросите Вы, можно работать… родителем? ДА. Воспитание детей с особенной судьбой на условиях создания приемной семьи – это ответственная и серьезная работа для тех, кто знает, что такое ежедневный труд по воспитанию детей, для тех, кто понимает, что не обязательно становиться родным для чужого ребенка, чтобы помочь такому ребенку в жизни. Можно быть НЕ РОДНЫМ, но БЛИЗКИМ такому ребенку. Можно  по-доброму, честно  и искренне  относиться к ребенку. Ребенку очень важно получить опыт жизни в достойной семье. Это важно для того, чтобы в будущем не ошибиться и не повторить ошибок своих родителей.

Профессия «приемный родитель»

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации  родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

 

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается от 1 до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Управление (отдел) образования предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате. Для создания детского дома семейного типа приемной семье и воспитанникам предоставляется жилое помещение в г. Бресте по ул. Васнецова.

Приемная семья – возмездная форма замещающего родительства, т.е., занимая должность приемного родителя, гражданин трудится и получает заработную плату. Можно работу совмещать и работать по основному месту работы (для справки: на 01.08.2013 средняя зар. плата приемного родителя на полную ставку составила 2 189 700 рублей).

На содержание несовершеннолетних подопечных назначаются ежемесячные денежные выплаты на содержание, а также компенсируются расходы на коммунальные услуги  и  др. (для справки: на  01.08.2013  денежные  выплаты  на ребенка в среднем составили 1 210 000 рублей).

Еще одной особенностью является факт, что передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и воспитанниками приемной семьи правоотношений, подобных детско-родительским правоотношениям в биологической семье, правоотношениям родственников «по крови». Дети в приемной семье находятся временно, на срок договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем) и трудового договора (заключается между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем).

Трудовые отношения приемного родителям с управлением (отделом) образования регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь.

С Положениями о приемной семье и ДДСТ Вы можете ознакомиться на сайте (http://child.of.by/zamecaucaja-semia/zakonodatelstvo/316------20--2006---637.html).

Усыновление (удочерение).

Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Тайна усыновления охраняется законом. Усыновитель получает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка до достижения им шестнадцатилетнего возраста.

(подробно с процедурой усыновления можно ознакомиться здесь: http://www.child.of.by/usynovlenie/zakon-i-poryadok.html).

Опекунство (попечительство).

Опекун вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.  Опекун не вправе препятствовать ребенку общению с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Опекун обязан проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.  Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

В отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) лиц, не состоящих с ними в родстве, допускается усыновление в общем порядке. Подопечный ребенок может быть возвращен родителям.

Кроме этого, специалисты отдела образования осуществляет контроль за деятельностью опекунов. Такой контроль может осуществляться по поручению отдела образования и специалистами местного социально-педагогического учреждения или учреждения образования, которое посещает опекаемый ребенок. Целью такого контроля является наблюдение за развитием ребенка, надзор за сохранностью имущества подопечного, оказание психолого-педагогической и другой помощи. Контрольные обследования условий жизни подопечных проводятся не реже 2 раз в год.

Труд опекуна не оплачивается. На содержание несовершеннолетних подопечных назначаются ежемесячные денежные выплаты на содержание, а также компенсируются расходы на коммунальные услуги и др.

(с порядком установления опеки можно ознакомиться здесь: http://www.child.of.by/zamecaucaja-semia/opekapopechitelstvo.html).

Патронатное воспитание

 Форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

навещать ребенка в учреждении;

принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;

дать возможность ребенку хоть и короткий период  пожить в заботливой и понимающей семье;

поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);

принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

 

По всем вопросам устройства детей необходимо обращаться в отдел образования, спорта и туризма администрации Московского района г. Бреста, каб.56, тел. 42 25 41 (Парафенюк Юлия Васильевна, Бегеза Виктория Ивановна). Приемные дни: среда  8.00-13.00, четверг 14.00-20.00).